Осень Донбасса: чего ждать охваченному войной региону? Где и какие могут быть позитивы, где – негативы (как в переговорном процессе, так и на законодательном и военном уровне)? Эксперты поделились прогнозами с интернет-газетой «Жизнь».
Политтехнолог, эксперт Центра противодействия информационным агрессиям “AM&PM” Александр Курбан отмечает, что планы Кремля по Донбассу на начало осени этого года, просты и понятны.
«В районе 17-19 сентября, будет реализовываться геополитическое шоу под названием «выборы в госдуму РФ в ОРДЛО». По предварительным расчетам, к моменту начала голосования в на оккупированных районах, около 750 тыс местных жителей будут иметь российские паспорта и 70-75% из них примут участие в «голосовании». Общая численность нелегитимно проголосовавших, на аннексированных РФ украинских территориях может составить около 3 млн человек (2,5 млн в Крыму и около 500 тыс в ОРДЛО). По факту, такое количество голосов может дать до десяти депутатов в Госдуму РФ. И это явно не тот эффект ради которого ещё в апреле 2019 стоило вводить упрощенную систему получения российских паспортов на Донбассе», – подчеркивает эксперт.Он также отмечает, что логистически и, соответственно, финансово, такое голосование будет представлять для РФ большие затраты. Как минимум, треть все охваченных российским гражданством жителей Донбасса нужно будет вывезти в Ростовскую и прилегающие области для посещения избирательных участков, а для остальных 2/3 обеспечить надежный интернет-трафик для онлайн голосования (регистрация и доступ до системы «Дистанционное электронное голосование»). Опять же проследить за явкой, проконтролировать правильность голосования.
«Труды предстоят не малые. Это явно не для получения десятка провластных депутатов. И это только в том случае, если Кремль хочет соблюсти хотя бы видимость приличий. Устраивать избирательные участки на оккупированном Донбассе, означает автоматически, даже по российскому законодательству признать выборы не действительными», – поясняет Александр Курбан.
По его мнению, «свободное волеизъявление» новооформленных российских граждан во второй половине сентября будет сопровождаться псевдо терактами, устраиваемыми «украинскими диверсантами». А также якобы обстрелами украинской артиллерией мирных населенных пунктов «молодых республик».
«Само собой, «народная милиция ЛНР и армия ДНР» будут осуществлять ответные удары по позициям ВСУ и подконтрольной Украине территории. Собственно, репетиция таких действий уже имела место 28 августа, когда со стороны «ДНР» запрещёнными минскими соглашениями большими калибрами, была обстреляна Авдеевка, – напоминает эксперт. – Возможно, будут иметь место ситуативный попытки силами так называемых 1-го и 2-го Армейских корпусов вооруженных сил ОРДЛО перехода в наступления на отдельных участках, в серой зоне на линии соприкосновения. Одним словом, в сентябре на Донбассе может быть много шума и стрельбы. И, к сожалению, много жертв».Возникает логичный вопрос, для чего это Кремлю? Выгода, в плане получения десятка депутатских мандатов, не вариант. И на самой территории РФ обеспечить убедительную победу провластной «Единой России» не составляет труда, подчеркивает Александр Курбан.
«Ответ на такой вопрос прост и логичен, – считает он. – Всё это необходимо для продолжения гибридной войны, поддержания градуса накала российско-украинского противостояния. Будет красивая картинка для российской теле- и интернет-аудитории. Закинут в информационное поле западных стран несколько антиукраинских наративов. Отвлекут внимание украинской и мировой общественности от «Крымской платформы». Поднимут ставки в переговорах Москвы с Брюсселем и Вашингтоном. Повысят уровень международного субъектного статуса РФ и понизят субъектность Украины. В принципе, выгоды для Кремля можно ещё долго перечислять».
Что будет дальше, после сентябрьских событий, предугадать сложнее, считает Александр Курбан.
«Следуя излюбленной кремлевской тактике бифуркации (поворотные точки в процессах), реакция Киева, Брюсселя и Вашингтона подскажет Москве варианты развития дальнейших событий. Если Запад поведётся на российский шантаж, ситуация может успокоиться. Если реакция Запада будет негативная, то может быть дальнейшее обострение ситуации, – прогнозирует эксперт. – Многое зависит и от того, с какими установками вернётся из США президент Украины и какие планы он озвучит на ближайшую перспективу. Если Зеленский получит от Байдена, скажем так, рекомендации на некоторую нормализацию отношений с РФ, то осень и начало зимы у нас пройдут вполне спокойно. Впрочем, на это не стоит рассчитывать, т.к. уже озвучена информация о том, что Украине выделяют дополнительные ресурсы ($60 млн) на военные нужды – для сдерживания активности РФ в Донбассе. А это очень сильный раздражитель для Путина. И ответка обязательно будет. Делать долговременные прогнозы по ситуации на Донбассе в нынешних раскладах – занятие бесперспективное. Россия придерживается тактики ситуативных решений и образа непредсказуемого оппонента. Так что – следим за конкретными шагами. И как всегда – надеемся на лучшее, но готовимся к худшему».По словам эксперта Украинского института политики Евы Антоненко, эта осень для Украины отличительна тем, что на Донбассе пошли в школу дети, которые не видели мира.
«А результаты встреч Зеленского с Меркель и Байденом указывают, что политика по отношению к Донбассу пока не изменится: Германия и РФ как участники мирных переговоров продолжат декларативно подталкивать Украину к выполнению «Минска», а США и далее будут использовать кейс Донбасса для политического давления на РФ. При этом Штаты присоединяться к Нормандскому формату не планируют, а украинская власть продолжает неофициально отказываться от выполнения «Минска» как невыгодного для себя договора», – подчеркивает Ева Антоненко.
Она также отмечает, что возможность проведения референдума по Донбассу осталась на уровне майских разговоров, поскольку сама его идея была негативно воспринята частью общества. И осенью референдума, скорее всего, не будет. Если же он состоится позже, на него с высокой вероятностью вынесут максимально нейтральный вопрос – аналогичный вопросам Зеленского во время местных выборов в прошлом году.
«На мирных переговорах больше не говорят о необходимости перестать стрелять, о разведении вооружения, необходимости снятия экономической блокады и т.д. Переговоры в таких условиях и далее продолжат использоваться для обвинения сторон, давления, повышения ставок, однако конкретные результаты вряд ли будут достигнуты», – прогнозирует эксперт.
По ее мнению, крайне важными могут оказаться результаты посещения выборов в Госдуму, на которых смогут голосовать получившие российские паспорта жители ОРДЛО.
«Уровень интереса жителей неподконтрольной части Донбасса к этим выборам станет маркером лояльности наших людей как к РФ, так и к Украине. А также укажет на реальные перспективы реинтеграции. Особенно учитывая, что в Украине у команды власти пока отсутствует обсуждение программ по реинтеграции, которые не воспринимались бы жителями ОРДЛО как репрессивные», – акцентирует Ева Антоненко.
Она также подчеркивает, что в настоящее время наблюдается повышение вероятности официального отказа Украины от «Минска».
«Во-первых, на это указывает проведение Крымской платформы, ведь ранее представители власти заявляли о возможности объединения вопросов Крыма и ОРДЛО. А во-вторых, к этому может привести принятие законопроекта №5844 об основах реинтеграции, который противоречит тексту «Минска-2». Принятие такого законопроекта может даже привести к военному обострению на линии разграничения, – предупреждает Ева Антоненко. – Также увеличение количества обстрелов можно ожидать ближе к выборам в РФ».
Политолог-международник Георгий Кухалейшвили не думает, что будут какие-то кардинальные изменения.
«Нет предпосылок для того, чтобы Россия меняла свою тактику. А президент США Джо Байден явно не готов ужесточать давление в виде санкций. Предложения же Украины подключить США к нормандскому или минскому переговорному процессу выглядят нерационально», – отмечает Георгий Кухалейшвили.
Он акцентирует, что при Байдене роль представителя интересов США в европейских делах, в том числе по украинскому вопросу, взяла на себя Германия, которая и так участвует в нормандском формате.